?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
ТЕСКА
anton_p_maltsev

0
До XIX  века тесали не просто много, а очень много. Представить только, на сколько трудоемким был процесс получения только одной кровельной доски. Надо было выбрать прямослойное бревно, затем расколоть его, затем надсечь, сколоть и протесать. При этом 40-60% древесины уходило в щепки.  В процессе образовывался брак. Есть порядные записи, в которых указывается какие обемы и сколько стоило производство теса.  Сегодня при реставрации памятников деревянного зодчества мы обязаны повторять старые технологии. На примере тески полов церкви Ильи Пророка (1755) в деревне Цыпино хочу продемонстрировать последовательность этого процесса



1. Для начала бревно необходимо выкатить из штабеля и установить на ваймы (бревна с запиленными в них углублениями).  Поскольку полы набираются из бревен имеющих естественный сбег и кривизну, то необходимо учитывать направление "горба" и комля. При наборе пола надо соблюдать чередование комля и вершины, поэтому направление горба будет либо вверх, либо вниз при разметке бревна

1

2. После того, как бревно выставлено, нужно разметить на торцах линии плоскости. Отмеряем от центра 4-5 см. и проводим линию. Поскольку пол должен быть ровный и не иметь углублений в местах сопряжений бревен, то от центра надо отступать именно 4-5 см

2

3.  Для получения ровной разметки и для удобства в последствии причерчивать необходимо оскоблить участок бревна где будет предполагаемая линия протески

3
4

4. Натираем углем шнурку и отбиваем. В качестве головешки лучше подходит ольха

4а

5. Не так давно в г. Солигалич в одном из фронтонов торговых рядов увидел недотесанное бревно с характерными затесами. Это бревно было подготовлено, но затем, его по каким-то причинам не стали дотесывать и установили в сруб.  На примере этого бревна можно увидеть как в старину происходил подготовительный этап, описанный во многих учебниках. Современные бензопилы помогают сократить стадию подготовки для тески. Если запиливать вдоль, то лучше использовать Husqvarna 372  с 18" или 20" шиной, а если делать поперечные запилы и скалывать их потом, то годится любая. Еще удобнее пилорама, но она менее универсальна. Важно не доходить до черты 1,5-3 см. Существует соблазн пропилить поближе к черте, с тем чтобы потом только подтесать немного, убрав следы пилы. Характер такой тески будет принципиально отличаться от старой техники. Теска должна производиться сильными и точными ударами, откалывающими массив дерева.  Только тогда соблюдается определенный шаг затесок равный примерно 4-5 см.

5

6. Кондак помогает "выставлять" бревно. Правильно сделанные ваймы достаточно хорошо зажимают бревно и позволяют обходиться без скоб

6
7

7. Следующим этапом делаются насечки. По всей длине бревна надсекаем топором стараясь пяткой прорубать до черты. Таким образом работает вся ширина лезвия. Важно также направление насечек. Как известно бревно имеет либо правую либо левую закрутку. Соответственно направление затесок должно быть таким же как и последующая теска. Надсекать надо так чтобы следующим ударом откалывалась часть древесины между засечками

8

8. Если при надсекании плотник двигается шагая вперед, то при теске он двигается назад вдоль бревна. Теска самый ответственный этап. Далеко не у каждого плотника получается качественно протесать бревно. Набить руку можно только протесав не один километр. Для того чтобы не оставалось засечек на плосости следует каждым следующим ударом попадать точно перед засечкой, срубая ее. Сочетание точности и силы удара дают в результате гладкую и ровную поверхность. Существует миф о том, как в старину заставляли голым задом проверять качество тески. Однако острый топор в умелых руках действительно позволяет добиться гладкой и даже глянцевой поверхности без засечек

11

9. Обычное бревно тесали за три прохода. После первого прохода бревно переворачивается и протесывается следующий край по черте. А уже третьим проходом стесывается середина плоскости. В зависимости от ширины бревна возможно четыре и даже пять проходов. Как правило у комлевой части

19

В качестве примера тески XVII века  - доска с барабана церкви Ильи Пророка (1696) в г. Белозерск.  

Ежегодно при проведении конкурсов мы сталкиваемся с проблемой расценок на эти работы

Отдельно расценки на отёску в сборниках на реставрацию просто нет

Единичные расценки на реставрационно-восстановительные работы являются комплексными и учитывают в своем составе единичные операции

Например Раздел. 5 Реставрация и воссоздание деревянных конструкций и деталей:

П.3 Технической части. Нормами учтено и дополнительной оплате не подлежит:

А) подготовка необходимых материалов;

Б) антисептирование древесины спецрастворами и пастами;

В) противопожарная пропитка древесины;

Г) обработка морилкой;

Д) подноска материалов к рабочему месту в пределах 50м по горизонтали и 7м подъема;

Е) уборка мусора на рабочем месте, устройство, перестановка и передвижка простейших подмостей высотой до 2-х м

Ж) операции являющиеся необходимой частью технологического процесса: разметка, острожка, пригонка, перепиливание, изготовление сопряжений и т.д.

З) точка инструмента

Это помимо тех работ, что оговариваются в составе работ каждой расценки.

Аналогично, и теска (является необходимой частью технологического процесса п. Ж,)

Теперь цифры

Длина бревен которые мы тесали была в основном 7,5 метра. Мне удавалось за 8-ми часовой рабочий день протесать не больше 4-х бревен, проходя разумеется, все стадии от выкатывания бревна с привлечением двоих, троих плотников, разметки и собственно тески. Таким образом за день реально тесать 30 м.п. Не принятые единичные расценки Е6-42 расценивают такую работу как 11 копеек за 1 м.п. бревна толщиной до 300мм. Умножаем на коэффициент пересчета 242,5 и получаем стоимость 1 м.п. в текущих ценах (0,11х242,5=26,675)руб. Выходит что за день я заработал 26,68х30 м.п.= 800,4 рубля. минус подоходный 104,05  получаем 696,35 рублей. почти 700 рублей. умножаем на 22 рабочих дня и получается, что за месяц я заработаю 15 319 рублей. Еще надо учесть время на уборку щепы. Подходы- отходы также отнимают много времени, изготовление вайм и пр.  плюс еще "почесать репу" надо прежде чем начинать, в общем... расценка не имеет отношения к реалиям, и думаю, занижена раза в 3-4. Напомню, что расценка эта единичная и применять ее не разрешают, поскольку не входит в состав ССН-84. Сегодня плотник на современном строительстве, работающий в режиме командировки, может расчитывать на зарплату в 35-40 тыс. рублей, а реставрационные работы -  это не совсем то же самое, что новое строительство, где и квалификация должна быть выше и подход другой. В общем проблема оплаты труда плотника-реставратора, старающегося соблюдать старые технологии, не решена на сегодня. ЦНРПМ уже много лет  обещает разработать новые расценки взамен ССН-84. Одно время их даже запрещали к применению, но потом вернули


  • 1
"Затем вернули" расценку правильно, это даёт возможность платить зарплату в конверте и не платить налоги, налоги платятся только с официальной части.Если бы этой двойной бухгалтерии не существовало, то никто бы не смог использовать дешёвую рабочую силу нигде в строительстве. Как вы плохого работника выгоните? Когда социализм в чистом виде кончился, то начался "бандитский капитализм", где можно всегда найти на всех управу, ибо никто не платит правильно ничего. Теперь видите, что это долгий путь всё опять заорганизовать на капиталистической основе. Так законов должно быть меньше, а не больше, чтобы их нельзя было нарушить. Это и есть свобода, когда закон не сформулирован точно. И нельзя точно формулировать, сейчас может начаться в любую минуту любое изменение курса валют, так вы что, предлагаете "плясать" в законах от зарплаты некой абстрактной плотника? А она завтра будет 100 тысяч уже. Потому и делают тендер. Если ты не хочешь нарушить закон и не хочешь рисковать, что тебя посадят за использование рабского труда и укрытие от налогов, то тендер не выиграешь. Если же нарушается договор и сроки не выполняются и нет рабочих на стройке нужных, то надо прекращать действие договора и передавать дело дальше по инстанции, как положено. Если же вы хотите в социализм, то другое дело, тогда туда вам и дорога. Делайте фотографию рабочего дня и сравнивайте зарплаты, только это не та экономика совершенно, которая есть в России сейчас. Вот у вас сейчас просрочка по договору, так все уже значит разорились строители, до свиданья. А кто таких брал, тех посадить деятелей. хоть условно, и поснимать с должностей.

если же всё останется на своих местах при таком абсурдном подходе к делу, это значит, что рука руку моет на других уровнях управленцев государственых, ведь стройка государственная,есть наверно повыше инстанции, законы же есть на всё. Концы всегда можно найти, только в мафиозных структурах нельзя разобраться, там с позиций силы действуют. Пока все поулыбались и разошлись - ничего и не будет сделано. Так здесь же у вас не золотые прииски, а религиозное культовое сооружение. Все в Бога веруют и постятся, так отдайте добровольно власть, царь же отрёкся от престола. Передайте объект церкви, там разберутся быстро.

Абсурдность ситуации формулируется гораздо проще: тендер как таковой исключает использование расценок ССН-84 или ТЭР. На конкурс заказчик подает прошедшую экспертизу смету, в которой, и зарплата, и материалы, и объемы работ пощитаны. Если кто-то назначает меньшую стоимсть работ, чтобы выиграть конкурс, из этого следует, что либо он не выполняет какие-то работы, либо работает себе в убыток!! Вот этот парадокс никак не могут или не хотят осознать чиновники. У одной организации стоимость работ должна быть одна, а у другой другая. Но за этим стоит в первую очередь качество работ! Это рынок и свободная конкуренция, которой нет пока.

Тендер исключает использование расценок, это правильно. Но в Петербурге нет капитализма. Мне сообщила об этом одна дама, художница, из сообщества Ирисы. Мы с ней говорили о ремонте музея. Так то же самое. Проблемы страшные, никак не могут батареи отрегулировать отопления. Я ей сказала, что могу приехать с парой специалистов и быстро всё сделать за неделю. Куда там!

Да, рельефный, конечно, пол получился. Смотрится красиво.
DSC_0326

Кстати, хотела спросить - почему одни плахи новые, а другие покрыты патиной. Те, что с патиной, подлинные?

Нет. К сожалению, подлинные плахи удалось сохранить только в углах солеи. Большая часть заменена при ремонте в XIX веке, а сохранившиеся фрагменты плах на галереях были в плачевном состоянии. Те что темные - это потемневшие за время реставрации, а те что светлые - это установленные в конце работ, так называемые "расколодки", которые ставятся после усушки.

прочитал и посмотрел с интересом. спасибо. почаще фотки своих работ выкладывайте, а также фото инструмента.
удачи!

Спасибо. Буду стараться.

  • 1