?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
КИЖИ
anton_p_maltsev

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИФТИНГА ПРИ РЕСТАВРАЦИИ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА НЕ ВОЗМОЖНО.





МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КАРКАС, ВАРВАРСКИМ ОБРАЗОМ УСТАНОВЛЕННЫЙ ВНУТРИ ЦЕРКВИ, НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВИТЬ ПОДНЯТИЕ И ВЫРАВНИВАНИЕ ПРОСЕВШИХ И ДЕФОРМИРОВАННЫХ СТЕН




ТРУБА МЕТАЛОКАРКАСА ПРОХОДИТ СКВОЗЬ СТЕНУ ТАК, ЧТО НИКАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ СРУБА НЕ ВОЗМОЖНЫ



ВО ВРЕМЯ УСТАНОВКИ СВЯЗЕЙ В 80-Х ГОДАХ НЕКОТОРЫЕ БРЕВНА ПОДТЕСАНЫ ТАК, ЧТО МЕТАЛОКАРКАС БУКВАЛЬНО ВТИСНУТ ВНУТРЬ СОБОРА



ОЧЕНЬ МНОГО ТАКИХ МЕСТ ГДЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ТРУБЫ И СВЯЗИ ПРОРЕЗАЮТ БРЕВНА НЕ ПОЗВОЛЯЯ ИХ ДАЖЕ ПРОСТО ВЫНУТЬ, НЕ УБИРАЯ МЕТАЛИЧЕСКИЙ КАРКАС, НА КОТОРОМ ВИСИТ ВЕСЬ СРУБ



ОБЫЧНО ДЕРЕВЯННЫЕ ПАМЯТНИКИ XVIII  ВЕКА ИМЕЮТ УТРАТУ НИЖНИХ ВЕНЦОВ. ИХ ЛИБО ВЫНИМАЛИ ВО ВРЕМЯ РЕМОНТОВ XIX ВЕКА, ЛИБО ОНИ ПРОСТО УХОДИЛИ В ЗЕМЛЮ. У ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА ТАКЖЕ УТРАЧЕНЫ НИЖНИЕ БРЕВНА ПОДВЕСТИ КОТОРЫЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ БЕЗ РАЗБОРКИ ВСЕЙ ЦЕРКВИ И КАК ВИДНО НА ФОТО МЕТАЛЛИЧЕСКОГО КАРКАСА ТОЖЕ.
НО ОСНОВНЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕСТАВРАЦИИ С МЕТАЛЛИЧЕСКИМ КАРКАСОМ ОСТАЕТСЯ НЕВОЗМОЖНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОНСТРУКЦИЙ ПОЛА, НЕБА И СТРАХОВОЧНОЙ КРОВЛИ.
ПОЭТОМУ ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО ПОЛНАЯ ПЕРЕБОРКА






Новости о реставрации Преображенского собора на острове Кижи:
Проверка деятельности музея Кижи. 11 апреля 2011 года.
http://pravo.roskultura.ru/documents/173477/
:

http://archi.ru/events/news/news_current_press.html!?
Антон Размахнин. Россия навсегда теряет жемчужины культурного наследия. 03.2011

http://reporter67.livejournal.com/67283.html#cotid1
И. Матюпатенкою Что делается в Кижах? 03.2011

http://vesti.karelia.ru/news/main/5032 
Миссии ЮНЕСКО трудно признать ошибку. 02.2011

http://tvkultura.ru/news.html?id=601528&cid178
Специалисты ЮНЕСКО контролируют реставрацию Преображенской церкви в Кижах 25.02.2011


КРЕПЛЕНИЕ "СИСТЕМЫ ЛИФТИНГА"(серый цвет) К МЕТАЛЛИЧЕСКОМУ КАРКАСУ (синий цвет)

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для экспертизы проекта реставрации Преображенского собора были приглашены два специалиста:
Коляда Марк Иванович и Попов Александр Владимирович.
В моем распоряжении имеется лишь заключение Попова А.В.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ПРОЕКТУ РЕСТАВРАЦИИ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА КИЖСКОГО ПОГОСТА

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА НАЧАЛИСЬ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ НА ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ В КИЖАХ. РАБОТЫ НАЧАЛИСЬ С УДАЛЕНИЯ ОБШИВКИ НА ХРАМЕ И МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ КРОВЛИ НА ГЛАВАХ. ЭТО ПРИВЕЛО К ПОТЕРЕ ПОДЛИННЫХ МАТЕРИАЛОВ XIX ВЕКА И К УТРАТЕ ЧАСТИ ИСТОРИИ ЖИЗНИ ПАМЯТНИКА, К УВЕЛИЧЕНИЮ ПРОТЕЧЕК ВНУТРИ ХРАМА И БОЛЕЕ БЫСТРОМУ РАЗРУШЕНИЮ СТЕН СНАРУЖИ. ДАЛЕЕ В 80-Е ГОДЫ В ПАМЯТНИК БЫЛ ВНЕДРЕН МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КАРКАС, ДЛЯ УСТАНОВКИ КОТОРОГО ВЫПИЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПОДЛИННЫЕ КОНСТРУКЦИИ: ПОЛОВЫЕ БАЛКИ XVIII ВЕКА, ТЕСАНЫЕ ПОЛЫ ИЗ ПЛАХ XVIII ВЕКА, И КОНСТРУКТИВНЫЕ СВЯЗИ ВРЕМЕНИ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА ПО ВСЕЙ ВЫСОТЕ ПАМЯТНИКА, УДАЛЕНЫ ДОЩАТЫЕ ПОЛЫ XIX ВЕКА. ТОГДА ЖЕ БЫЛИ РАЗОБРАНЫ: СТРАХОВОЧНАЯ КРОВЛЯ, КОНСТРУКЦИЯ НЕБА И ИКОНОСТАС. КРОМЕ ЭТОГО, БЫЛИ ПРОСВЕЛЕНЫ ОТВЕРСТИЯ В СТЕНАХ ДЛЯ УСТАНОВКИ СЖИМОВ. РЕЗУЛЬТАТОМ ЭТИХ РАБОТ СТАЛО УНИЧТОЖЕНИЕ ПОДЛИННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПАМЯТНИКА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ И УХУДШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОСОБО ЦЕННОГО ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РФ. НОВЫЙ ПРОЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ НА РАССМОТРЕНИЕ, К СОЖАЛЕНИЮ, ПРОДОЛЖАЕТ ЭТОТ ПЕЧАЛЬНЫЙ СПИСОК УНИЧТОЖЕНИЙ. ВСЕ СИЛЫ ПРОЕКТИРОВЩИКИ СКОНЦЕНТРИРОВАЛИ ВОКРУГ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ: - ВЫВЕШИВАНИЕ СРУБА НА СУЩЕСТВУЮЩИХ СИЛОВЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ; - ЗАМЕНА БРЕВЕН СРУБА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЕТАЛЛИЧЕСКОГО КАРКАСА; - ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ, С ПОЛНОЙ ПЕРЕБОРКОЙ ПУТЕМ ВЫВЕШИВАЯ ХРАМ НА МЕТАЛЛИЧЕСКОМ КАРКАСЕ; - ПОДВЕДЕНИЕ НОВОГО БЕТОННОГО ФУНДАМЕНТА, ВЗАМЕН НЫНЕШНЕГО, ПОСТРОЕННОГО В XIX ВЕКЕ; - ЗАЛИВКЕ БЕТОННОЙ ПЛИТЫ ПОЧТИ ПОД ВСЕЙ ПЛОЩАДЬЮ ЦЕРКВИ. НО ПРИ ЭТОМ, ВНЕ СФЕРЫ ВНИМАНИЯ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ ОСТАЛСЯ САМ ПРОЦЕСС РЕСТАВРАЦИИ С ТЕХНОЛОГИЕЙ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ. РЕЗУЛЬТАТОМ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ ДОЛЖНО БЫЛО БЫ СТАТЬ; - МАКСИМАЛЬНОЕ СОХРАНЕНИЕ СЛЕДОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ; - СОХРАНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ; - ОБУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ РЕМЕСЛЕННИКОВ-РЕСТАВРАТОРОВ. ИМЕННО К ЭТОМУ ПРИЗЫВАЮТ "МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО РЕСТАВРАЦИИ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ", ПРИНЯТЫЕ В 1999 ГОДУ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АССАМБЛЕЕ В МЕХИКО И ПОДПИСАННЫЕ РОССИЕЙ. В ПРЕДЛАГАЕМОМ ПРОЕКТЕ ПРОСМАТРИВАЕТСЯ ВЫВЕШИВАНИЕ ВСЕХ ВЕРХНИХ ВОСЬМЕРИКОВ ХРАМА, ИСКЛЮЧАЯ НИЖНИЙ, И ПРИСОЕДИНЕНИЕ НИЖНЕГО ВОСТМЕРИКА К ВНОВЬ СООРУЖЕННЫМ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ КОНСТРУКЦИЯМ. НИЖНИЙ ВОСЬМЕРИК, ПО ПРОЕКТУ ОСТАЕТСЯ НА МЕСТЕ. ЗАТЕМ, ПОД НИЖНИМ ВЕНЦОМ ОТРЫВАЕТСЯ ТРАНШЕЯ НА МЕСТЕ СТАРОГО ФУНДАМЕНТА XIX ВЕКА, И В ОТКРЫТЫЙ КОТЛОВАН, ПО ОЧЕРЕДИ ОПУСКАЮТСЯ БРЕВНА НИЖНЕГО ВОСЬМЕРИКА. ДАЛЕЕ ПОДВОДИТСЯ СТОЛБЧАТЫЙ ФУНДАМЕНТ И УЖЕ НА НЕГО НАЧИНАЮТ УСТАНАВЛИВАТЬ ПЕРЕБРАННЫЙ ПЕРВЫЙ ВОСЬМЕРИК. ДАЛЕЕ ПРОЦЕСС ПРОДОЛЖАЕТСЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПОЛНОЙ ПЕРЕБОРКОЙ ВСЕГО СРУБА ПО ЯРУСАМ. ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТИХ РАБОТ ВВОДЯТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ И ДЕРЕВЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ, С ПРОСВЕРЛИВАНИЕМ В ЗДОРОВЫХ (НЕ ПОРАЖЕННЫХ ГНИЛЬЮ) БРЕВНАХ ОТВЕРСТИЙ В КОЛЛИЧЕСТВЕ НЕ МЕНЕЕ 600. ОКЛАДНЫЕ ВЕНЦЫ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ВЫНИМАТЬ И УВОЗИТЬ В РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ МЕТОДОМ ПЕРЕБОРКИ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО НОВЫЕ ВЕНЦЫ НЕОБХОДИМО УСТАНАВЛИВАТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА СТАРЫЕ ОКЛАДНЫЕ ВЕНЦЫ, ЧТОБЫ ТОЧНО ПОВТОРИТЬ ПЛАН СООРУЖЕНИЯ. ТОЛЬКО ПОСЛЕ УСТАНОВКИ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ НОВЫХ ВЕНЦОВ МОЖНО ПОСТЕПЕННО ВЫНИМАТЬ СТАРЫЕ БРЕВНА. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ СОХРАНИВШИЕСЯ ВЕРХНИЕ ВЕНЦЫ НЕ СОВПАДУТ ДРУГ С ДРУГОМ В УГЛАХ И ПАЗАХ И ИХ ПРИДЕТСЯ ПОДРУБАТЬ, ЧТО ВЕДЕТ К ЕЩЕ БОЛЬШЕЙ ПОТЕРИ ПОДЛИННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. УТВЕРЖДЕНИЕ АВТОРОВ ПРОЕКТА О ТОМ, ЧТО ОНИ МОГУТ ТОЧНО ВЫСТАВИТЬ СТАРЫЕ ВЕНЦЫ СОМНИТЕЛЬНО ПОТОМУ, ЧТО НЕ ПОНЯТНО, К ЧЕМУ ПРИВЯЗАТЬСЯ, ПОСКОЛЬКУ НЕ БЫВАЕТ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ БРЕВЕН. ДАННЫЙ ПРОЕКТ НЕ ПРЕДУСМТРИВАЕТ УСТАНОВКУ ПОДЛИННЫХ ПОЛОВ XVIII ВЕКА, ПОЛОВЫХ БАЛОК, ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ. ПЕРВОНАЧАЛЬНО ЭТИ ЭЛЕМЕНТЫ БЫЛИ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ С КОНСТРУКЦИЕЙ СТЕН. ПОЛЫ В СЕВЕРНОМ И ЮЖНОМ ЧЕТВЕРИКАХ ЗАЩЕМЛЯЛИСЬ СТЕНАМИ ХРАМА. БАЛКИ И СВЯЗИ ТАКЖЕ БЫЛИ ВРУБЕНЫ В СТЕНУ ЦЕРКВИ. АВТОРЫ ПРОЕКТА ПРЕДЛАГАЮТ ЭТИ ЭЛЕМЕНТЫ ВКЛЕИВАТЬ ПОСЛЕ СБОРКИ, И ИЗЪЯТИЯ ИЗ СОБОРАМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ. УЧИТЫВАЯ, ЧТО СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА ВЕЛОСЬ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТОПОРА И ЧЕРТЫ, ГДЕ КАЖДЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРИЧЕРЧИВАЛСЯ И РУБИЛСЯ ТОПОРОМ ПО МЕСТУ МОЖНО СМЕЛО УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО КАЧЕСТВО УСТАНОВКИ ВНУТРЕННИХ КОНСТРУКЦИЙ ПАМЯТНИКА БУДЕТ ОСТАВЛЯТЬ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО. ПОСКОЛЬКУ ВНУТРЕННИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХРАМА БУДУТ ВСТАВЛЕНЫ ПРИ ПОМОЩИ КЛЕЯ И МЕТАЛЛА, ТО ОНИ, СКОРЕЕ ВСЕГО НЕ СТАНУТ РАБОТАТЬ ТАКЖЕ ЭФФЕКТИВНО КАК ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. ПРОЕКТ НЕ ГАРАНТИРУЕТ, ЧТО ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ НЕ ПРИДЕТСЯ ВВОДИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СЖИМОВ ИЛИ КАКИХ-ЛИБО ИНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В СОБОР, Т.К. ОПРЕДЕЛЕННО НЕ УДАСТСЯ ПОЛНОСТЬЮ ВОССТАНОВИТЬ КОНСТРУКТИВНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ СООРУЖЕНИЯ. ДАННЫЙ ПРОЕКТ НЕ ПРОШЕЛ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ АПРОБАЦИИ. ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ МЕТОДОМ "ЛИФТИНГА" ИМЕЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗНАЧИТЕЛЬНО ХУЖЕ, ЧЕМ МЕТОД "ПОЛНОЙ РАЗБОРКИ". СЛЕДУЕТ ЗАМЕТИТЬ, ЧТО РАБОТЫ МЕТОДОМ "ЛИФТИНГА" ПРОВОДИЛИСЬ НА ПАМЯТНИКАХ НА МНОГО МЕНЬШИХ ПО ОБЪЕМУ, БОЛЕЕ ПРОСТЫХ В ПЛАНЕ И НЕ ИМЕЮЩИХ ТАКОЙ СЛОЖНОЙ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ, КАК ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР. ФАКТИЧЕСКИ, АВТОРЫ ПРЕДЛАГАЮТ ПРОВЕСТИ АПРОБАЦИЮ СВОЕГО ПРОЕКТА НА САМОМ УНИКАЛЬНОМ ДЕРЕВЯННОМ ПАМЯТНИКЕ НЕ ТОЛЬКО РОССИИ, НО И В МИРЕ. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ПРОЕКТУ ПРИДЕТСЯ СТОЛКНУТЬСЯ С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫХ ПРОБЛЕМ, РЕШАТЬ КОТОРЫЕ ПРИДЕТСЯ ПО ХОДУ РАБОТ, И РЕЗУЛЬТАТ ЭТИХ РАБОТ БУДЕТ ВЫХОДИТЬ ЗА РАМКИ ТЕХНОЛОГИЙ, ОТРАБОТАННЫХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕСТАВРАЦИИ. ЕСТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ ПРИ НЕСОВПАДЕНИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ИСТОРИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. ТАКИЕ ОШИБКИ НЕВОЗМОЖНО БУДЕТ ИСПРАВИТЬ. ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА БЫЛИ ОТРАБОТАНЫ СТОЛЕТИЯМИ, ЗДЕСЬ ВСЕ ПРОДУМАНО ДО МЕЛОЧЕЙ. ИЗМЕНЯЕШЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, - НАРУШАЕШЬ ТЕХНОЛОГИИ, СЛЕДСТВИЕ - ПЛОХОЕ КАЧЕСТВО РАБОТ, НЕ СОХРАНЕНИЕ КОНСТРУКЦИЙ, НЕ СОХРАНЕНИЕ МАТЕРИАЛА. А В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ ПАМЯТНИКА! В ПРОЦЕССЕ ПРЕДСТОИТ СТОЛКНУТЬСЯ С БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ТАКИХ ОШИБОК. МНОГИЕ, НО НЕ ВСЕ ИЗ ЭТИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК МЫ МОЖЕМ ПРЕДСКАЗАТЬ СЕЙЧАС. НА ВОПРОС О ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПРОЕКТИРОВЩИКИ УКЛОНЧИВО ОТВЕЧАЮТ, ЧТО ОБЪЯВЯТ КОНКУРС И ПРИГЛАСЯТ МАСТЕРОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТИХ РАБОТ. УЧИТЫВАЯ ТОТ ФАКТ, ЧТО СПЕЦИАЛИСТЫ ГОТОВЫЕ ПРОВЕСТИ ТАКИЕ РАБОТЫ, ЭТО НЕ ОРДИНАРНАЯ ПЛОТНИЦКАЯ БРИГАДА, А УНИКАЛЬНАЯ СТРУКТУРА С ОБУЧАЮЩИМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ И МАСТЕРАМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ ИСТОРИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ И ИНСТРУМЕНТОМ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ МЫ ПОЛУЧИМ ВМЕСТО ПАМЯТНИКА НОВОДЕЛ, ЧТО ХОРОШО ИЗВЕСТНО ИЗ ОПЫТА XX ВЕКА. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВСТАВКАМ В ПРОЕКТЕ ТАКЖЕ ВЫГЛЯДЯТ НЕ УБЕДИТЕЛЬНО. АВТОРЫ ПРЕДЛАГАЮТ, СРЕЗАЯ ДО ОДНОЙ ТРЕТИ БРЕВНА, НАКЛЕИВАТЬ НОВЫЕ ГОРБЫЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ МЫ ПОЛУЧИМ, НЕОПРОБИРОВАННЫЕ КЛЕЕНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, В КОТОРЫХ СКЛЕИВАЕТСЯ ДВЕ ЧАСТИ БРЕВНА, ОДНА ИЗ ЧАСТЕЙ (НАРУЖНАЯ) ПОДВЕРЖЕНА НАМОКАНИЮ, ПЕРЕПАДУ ТЕМПЕРАТУР -40 - +40, ПРОМОРАЖИВАНИЮ В НАМОКШЕМ СОСТОЯНИИ, А ДРУГАЯ (ВНУТРЕННЯЯ) НАХОДИТСЯ В БОЛЕЕ ЩАДЯЩЕМ РЕЖИМЕ И Т.Д. И Т.П. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР РАСПОЛОЖЕН НА КЛАДБИЩЕ. ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ФУНДАМЕНТОВ, КАК ПОД СТЕНАМИ СОБОРА, ТАК И ВНУТРИ ХРАМА, УСТАНОВКА МОНОЛИТНОЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ПЛИТЫ, НЕОБОСНОВАННЫ, КАК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ АРХЕОЛОГИИ, ТАК И ВАЖНОСТИ ДЛЯ САМОГО ПАМЯТНИКА. В РЕЗУЛЬТАТЕ, ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ПРЕДСТАВЛЕННОМУ ПРОЕКТУ, ПАМЯТНИК БУДЕТ ОТРЕСТАВРИРОВАН МНОГО ХУЖЕ, ЧЕМ МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ.
ВЫВОДЫ: ИДЕЯ ДАННОГО ПРОЕКТА БЫЛА СФОРМУЛИРОВАНА В 70-Х ГОДАХ XX ВЕКА И ЯВНО УСТАРЕЛА. А ПО СУТИ, ОНА ПРИШЛА К НАМ ИЗ XIX ВЕКА, КОГДА РЕСТАВРАТОРЫ БЫЛИ СПОСОБНЫ ТОЛЬКО ОБМЕРИТЬ СООРУЖЕНИЕ, РАЗОБРАТЬ ЕГО, И ЗАТЕМ ПОСТРОИТЬ ЗАНОВО ИЗ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ПО НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ И С НОВЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ. КАК ЭТО БЫЛО СДЕЛАНО С "ЧАСОВНЕЙ КРЕСТ" ПЕРЕД ГОРОДОМ ПЕРЕСЛАВЛЕМ - ЗАЛЕССКИМ. В 70-Х ГОДАХ XX ВЕКА БЫЛО НЕСКОЛЬКО ПРОЕКТОВ, В ЧАСТНОСТИ "ЛИСИ" И "РОСРЕСТАВРАЦИИ" СВОДИВШИХСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ ПРОВОДИТЬ РАБОТЫ С НАРУЖНЫХ ЛИБО ВНУТРЕНИХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЛЕСОВ, ВЫВЕШИВАЯ ПАМЯТНИК НА ЭТИХ КОНСТРУКЦИЯХ, МЕНЯТЬ РЯД ЗА РЯДОМ ВЕНЦЫ СРУБОВ, ПРИ ЭТОМ ОСТАВЛЯЯ СИЛУЭТ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА НА ОСТРОВЕ НЕИЗМЕННЫМ. "ПОБЕДИЛ" ПРОЕКТ "РОСРЕСТАВРАЦИИ" С ВНУТРЕННИМИ ЛЕСАМИ. НО ВОПЛОЩЕНИЕ В НАТУРЕ ЭТОГО ПРОЕКТА ПРИВЕЛО К ФИЗИЧЕСКОМУ УНИЧТОЖЕНИЮ ЧАСТИ ПАМЯТНИКА. ОТДЕЛЬНЫМ РЕСТАВРАТОРАМ И ИСКУСТВОВЕДАМ ТОГО ВРЕМЕНИ БЫЛО ПОНЯТНО, ЧТО "ЭТО БОЛЬШЕ ЧЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЕ - ЭТО ОШИБКА". ИДЕЯ ОТРЕСТАВРИРОВАТЬ КИЖСКИЙ СОБОР "НЕ РАЗБИРАЯ" ДОЖИЛА ДО КОНЦА XX ВЕКА, ИГНОРИРУЯ ДОСТИЖЕНИЯ И ТОКРЫТИЯ РЕСТАВРАЦИИ, КАК В СТРАНЕ, ТАК И ЗА РУБЕЖОМ. ТАК ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ "СТАНДАРТОВ ПО РЕСТАВРАЦИИ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ" - ИДЕЯ С "ВЫВЕШИВАНИЕМ" ОКАЗАЛАСЬ, МЯГКО ГОВОРЯ, "ЗА БОРТОМ РАЗВИТИЯ" РЕСТАВРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЦИВИЛИЗОВАННОМ МИРЕ. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ РЕСТАВРАЦИИ МОЖЕТ СПРОВОЦИРОВАТЬ ЕЩЕ ОДНУ КОНФЛИКТНУЮ СИТУАЦИЮ С ЮНЕСКО, НО ЧТО САМОЕ СТРАШНОЕ И НЕПОПРАВИМОЕ - СДЕЛАЕТ ГИБЕЛЬ ПАМЯТНИКА КАК ТАКОВОГО НЕИЗБЕЖНОЙ. В ЦЕЛОМ, ДАННЫЙ ПРОЕКТ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ ВИРТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, ВЫПОЛНЕННЫЙ НА КОМПЬЮТЕРЕ И АБСОЛЮТНО ОТОРВАННЫЙ ОТ ПРАКТИКИ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ, А ТАКЖЕ ХНАНИЙ ПО РЕСТАВРАЦИИ НАКОПЛЕННЫХ, КАК В НАШЕЙ СТРАНЕ ТАК И ЗА РУБЕЖОМ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ. ПРОЕКТ НЕ ДАЕТ ОТВЕТОВ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ: - УСТОЙЧИВОСТЬ СООРУЖЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ; - ЗАЩИТА ОТ АТМОСФЕРНЫХ ОСАДКОВ И ТЕМПЕРАТУРНО-ВЛАЖНОСТНЫХ КОЛЕБАНИЙ; - СОХРАНЕНИЕ ПОДЛИННЫХ КОНСТРУКЦИЙ; - СОХРАНЕНИЕ ПОДЛИННЫХ КОНСТРУКЦИЙ; - СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ; - СОХРАНЕНИЕ ПОДЛИННОГО МАТЕРИАЛА.

ЛЕТО 2008 ГОДА. ПЕТРОЗАВОДСК
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО "РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР - АРХИТЕКТУРА, ПРОИЗВОДСТВО, ОБУЧЕНИЕ"
АРХИТЕКТОР
ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ
А.ПОПОВ.

  • 1
Объясните, пожалуйста - а как же они все-таки храм поднимают, если это невозможно? Ведь как-то же вытащены нижние венцы. И главный инженер крутит там какие-то ручки.

В общем, это не лифтинг от слова "lift"-"подъем", а даунинг от слова down...

You mean "downing" for the ground level?..

Сруб не поднимали его просто вывесили на металическом каркасе. Разобрали фундамент и вынули вниз 8 венцов. Собрать обратно возможно только с теми же деформациями что и сейчас. Ни о каких исправлениях не возможно говорить пока стоит каркас.

так что же сейчас держит сруб - металлический каркас или "система лифтинга" (которая ничего не поднимает, как оказалось)?
И что произойдет, если металлический каркас убрать? Храм упадет?

На металлическом каркасе сейчас вывешен верхний ярус, а лифтинг применен локально по стенам нижних ярусов для опускания бревен вниз. Поднять весь храм, скажем на два венца сейчас невозможно.

Спасибо за схему. Очень наглядно.
Правильно ли я поняла, что одна "система лифтинга" удержать церковь не может и вынуть внутренний каркас невозможно даже на короткое время? Существуют ли такие расчеты?

Да, совершенно верно. "Система лифтинга" сейчас крепится к металлическому каркасу, поэтому убрать его нельзя даже на время. Кроме того на нем сейчас висит верхний восьмерик.

Вы не будете против, если я вас немного порекламирую?

Рекламируйте, только не меня, а материалы которые я опубликовал.

Я это и имела в виду... :)

Антон, вот вы про полы пишите. А вы в курсе, что 90% полов укладываются без проблем (и снимаются тоже)?

Сори, маленькое уточнение: после разборки металлокаркаса 90% полов укладывается без проблем.

Александр. Плахи пола опираются на стены сруба между двумя бревнами. В нижнем бревне выбирается четверть к которой плахи причерчиваются также как и к балкам. После этого плахи причерчиваются друг к другу, на небольшую черту 3-5 см. На большее расстояние сдвигать нельзя потому, что балки не ровные и малейшее изменение положения плахи приводит к снижению качества подгонки. После того, как пол набран к нему причерчивается верхнее бревно. Снаружи бревно оприрается на нижнеее, а изнутри на пол. Обязательно верхнее бревно должно опираться на пол, поскольку у него нет обычного паза как у остальных бревен. Если оставить зазор между плахами пола и накрывным бревно, то это бревно будет выкручивать. Вклеить и завести плаху, (как утверждает Владимир Степанович) после сборки сруба не удастся без зазора. Разжать и вставить тоже, поскольку и лифтинг и металокаркас будет уже убран. Отступление от тхнологии неизбежно приводит к снижению качества работ.

про то как лежат плахи я в курсе... 90% плах не защемлено между двумя стенами... я к этому только...

читай про лифтинг, архитектор...
http://kuusela-a.livejournal.com/11043.html

Эта тема по-прежнему актуальна!!

  • 1