?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Плотницкое ремесло XX века.
anton_p_maltsev
Похожую картину можно увидеть сегодня при сносе памятников архитектуры, но у нас другая история...





Русская зима в этом году заствила себя долго ждать, и все же морозы наступили .. зимник появился и можно добраться до Осташевского терема, который отделяет от остального мира три километра бездорожья. 

Изучая памятник мы приближаемся к пониманию того, как он создавался. В процессе переборки мы постепенно продвигаемся проходя все этапы. Первый этап - натурные исследования в результате которых происходят предварительные работы, обмеры фотофиксация и сбор информации из различных источников; книги, архивы, местные жители, теперь еще интернет. Этот этап дает приблизительно 25% информации. Второй этап - это разборка в результате которой мы получаем возможность разобраться с конструкцией здания, увидеть то, какими приемами пользовались плотники, какие материалы и инструменты пименялись. Этот этап прибавляет еще где-то 25%. Процесс сборки сруба также дает около 25% информации о том, как строили. Позволяет пройти тот же путь, что и строители, повторить технологии и открыть приемы и особенности характерные именно для данного сооружения. Оставшиеся 25% - это та информация, что остается скрыта от нас до того момента пока не будет изобретена машина времени. Процентное соотношение накопленной информации достаточно условно, и зависит от конкретного памятника. Сейчас мы приступили к тертьему этапу и я хочу рассказать о том, что накопилось в результате второго.

Сохранность декоративных элементов удивительно хороша, особенно в сравнении со срубом. При том что все сделано из елки. 



Под кровельным железом проложена береста. Дополнительная гидроизоляция произведена в том месте где балкон соединяется с кровлей. Конструкция балкона имеет страховочную кровлю которая также сделана из бересты. За сто с лишним лет эта конструкция вполне себя оправдала и любители балконов в нашем климате могут взять на заметку.

Деталь очень много говорящая о строителях того времени. С внутренней стороны декора набита берестяная полоска и прибита множеством гвоздей, очень аккуратно. Такие же детали встречаются в углах, но по-видимому этот узор откололся и его не стали переделывать, а закрепили берестой . ("халтурили старички") но как аккуратно. 

Теска очень типичная для XIX века. Тесали за один проход. 



Про терем нельзя сказать что он построен "без единого гвоздя". При разборке выявлено использование 13 типов гвоздей, 3 видов скоб и 2 типов шурупов. Скобы применялись в основном в кровельной конструкции и веранды. Гвозди встречаются везде, но есть как кованые, так и прокатные, а шурупы применялись при соединении элементов декора гребня на крыше, а также столярки и фурнитуры.
Про хозяина  терема Сазонова М.С.  приходилось слышать легенду: "Плотник, закручивавший шуруп криво получал расчет в тот же день."


В пазах сруба на втором этаже проложена пакля.. 


... а на первом этаже войлок. Причем предположительно шерсть верблюжья.


Все бревна сруба оцилиндрованы вручную рубанком с сохранеинием небольшого сбега. Встречаются бревна длиной 14 метров с вершиной в 24 см, а комлем 28см. Технология цилиндровки известна. Сначала бревно тесали на 8 граней, а затем сострагивали углы рубанком. Такая технология позволяет иметь одинаковые застои, практически одинаковую ширину паза, ровные и аккуратные чаши.


В угловых соединениях встречается два основных типа. Обычный "потемок" образующий прямой угол в интерьере и "потемок с полочкой". Бессистемность применения этих различных угловых соединений говорит о возможной работе двух мастеров на этом срубе.

Полочка сделана не обычным образом. Наружняя грань полки совпадает со слегка подтесанным краем чаши. 

 
Простенки собраны с нагелями. И также два типа с фасками сверху и снизу и только сверху. 


Отношение к строительству выдают вот такие детали. Отверстие в войлоке под нагель вырезано  точно по размеру. 

Пазы выбраны только топором, но точно повторяют окружность бревна. Треугольные пазы не увидишь на этом срубе. 



Чаши выплнены на столько тщательно, что почти блестят. 


В соединении "голландский зуб" заметно применение рубанка вместе с топором. Правая половина имеет следы топора, а левая характерные следы рубанка. 


Топор, обнаруженный в подвале, очень напоминает по форме описанный Рошефором как галичский, с характерно изогнутым носком.  
Плотницкое ремесло находится на высочайшем уровне для того времени да и сейчас пожалуй, чего нельзя сказать об архитектуре. 

Русский модерн, как пламенеющая готика реализует накопленный веками опыт строительства из дерева и доводя до совершенства конструкцию , в увлечении декоративной красивостью явно уступает функции.  Ропет имеет отношение к этому терему такое же как Риккардо Бофилл к Смоленскому пассажу. Думаю проект Ропета был взят за основу, но реализация отдана на откуп плотникам.  За что, спрашивается,  архитектору платить деньги, когда мы "сами с усами". Вот и получается, что в доме холодный лестничный холл, который в последствии переделывали, несколько заложенных дверных проемов во внутренних стенах, отсутствие туалета и т.д. При этом плотницкое мастерство находится на очень высоком уровне. 








  • 1

Елка в декоре

Спасибо за пост! Пытался сделать примечание с приложением фото, но LJ не приспособлен к такому "сложному" фокусу. Поэтому просто прилагаю ссылку http://sergei-kulikov.livejournal.com/24994.html

  • 1