Previous Entry Share Next Entry
Плотницкое ремесло XX века.
anton_p_maltsev
Похожую картину можно увидеть сегодня при сносе памятников архитектуры, но у нас другая история...





Русская зима в этом году заствила себя долго ждать, и все же морозы наступили .. зимник появился и можно добраться до Осташевского терема, который отделяет от остального мира три километра бездорожья. 

Изучая памятник мы приближаемся к пониманию того, как он создавался. В процессе переборки мы постепенно продвигаемся проходя все этапы. Первый этап - натурные исследования в результате которых происходят предварительные работы, обмеры фотофиксация и сбор информации из различных источников; книги, архивы, местные жители, теперь еще интернет. Этот этап дает приблизительно 25% информации. Второй этап - это разборка в результате которой мы получаем возможность разобраться с конструкцией здания, увидеть то, какими приемами пользовались плотники, какие материалы и инструменты пименялись. Этот этап прибавляет еще где-то 25%. Процесс сборки сруба также дает около 25% информации о том, как строили. Позволяет пройти тот же путь, что и строители, повторить технологии и открыть приемы и особенности характерные именно для данного сооружения. Оставшиеся 25% - это та информация, что остается скрыта от нас до того момента пока не будет изобретена машина времени. Процентное соотношение накопленной информации достаточно условно, и зависит от конкретного памятника. Сейчас мы приступили к тертьему этапу и я хочу рассказать о том, что накопилось в результате второго.

Сохранность декоративных элементов удивительно хороша, особенно в сравнении со срубом. При том что все сделано из елки. 



Под кровельным железом проложена береста. Дополнительная гидроизоляция произведена в том месте где балкон соединяется с кровлей. Конструкция балкона имеет страховочную кровлю которая также сделана из бересты. За сто с лишним лет эта конструкция вполне себя оправдала и любители балконов в нашем климате могут взять на заметку.

Деталь очень много говорящая о строителях того времени. С внутренней стороны декора набита берестяная полоска и прибита множеством гвоздей, очень аккуратно. Такие же детали встречаются в углах, но по-видимому этот узор откололся и его не стали переделывать, а закрепили берестой . ("халтурили старички") но как аккуратно. 

Теска очень типичная для XIX века. Тесали за один проход. 



Про терем нельзя сказать что он построен "без единого гвоздя". При разборке выявлено использование 13 типов гвоздей, 3 видов скоб и 2 типов шурупов. Скобы применялись в основном в кровельной конструкции и веранды. Гвозди встречаются везде, но есть как кованые, так и прокатные, а шурупы применялись при соединении элементов декора гребня на крыше, а также столярки и фурнитуры.
Про хозяина  терема Сазонова М.С.  приходилось слышать легенду: "Плотник, закручивавший шуруп криво получал расчет в тот же день."


В пазах сруба на втором этаже проложена пакля.. 


... а на первом этаже войлок. Причем предположительно шерсть верблюжья.


Все бревна сруба оцилиндрованы вручную рубанком с сохранеинием небольшого сбега. Встречаются бревна длиной 14 метров с вершиной в 24 см, а комлем 28см. Технология цилиндровки известна. Сначала бревно тесали на 8 граней, а затем сострагивали углы рубанком. Такая технология позволяет иметь одинаковые застои, практически одинаковую ширину паза, ровные и аккуратные чаши.


В угловых соединениях встречается два основных типа. Обычный "потемок" образующий прямой угол в интерьере и "потемок с полочкой". Бессистемность применения этих различных угловых соединений говорит о возможной работе двух мастеров на этом срубе.

Полочка сделана не обычным образом. Наружняя грань полки совпадает со слегка подтесанным краем чаши. 

 
Простенки собраны с нагелями. И также два типа с фасками сверху и снизу и только сверху. 


Отношение к строительству выдают вот такие детали. Отверстие в войлоке под нагель вырезано  точно по размеру. 

Пазы выбраны только топором, но точно повторяют окружность бревна. Треугольные пазы не увидишь на этом срубе. 



Чаши выплнены на столько тщательно, что почти блестят. 


В соединении "голландский зуб" заметно применение рубанка вместе с топором. Правая половина имеет следы топора, а левая характерные следы рубанка. 


Топор, обнаруженный в подвале, очень напоминает по форме описанный Рошефором как галичский, с характерно изогнутым носком.  
Плотницкое ремесло находится на высочайшем уровне для того времени да и сейчас пожалуй, чего нельзя сказать об архитектуре. 

Русский модерн, как пламенеющая готика реализует накопленный веками опыт строительства из дерева и доводя до совершенства конструкцию , в увлечении декоративной красивостью явно уступает функции.  Ропет имеет отношение к этому терему такое же как Риккардо Бофилл к Смоленскому пассажу. Думаю проект Ропета был взят за основу, но реализация отдана на откуп плотникам.  За что, спрашивается,  архитектору платить деньги, когда мы "сами с усами". Вот и получается, что в доме холодный лестничный холл, который в последствии переделывали, несколько заложенных дверных проемов во внутренних стенах, отсутствие туалета и т.д. При этом плотницкое мастерство находится на очень высоком уровне. 







  • 1
(Deleted comment)
Нагель - это небольшая дощечка установленная в пазах бревен. Применяется в основном для скрепления бревен по вертикали в простенках между окнами.(фото №13) Иногда их делают круглыми. В разных местах местах их называют по разному: "шканты", "коксы".

Я так и не поняла: что делают с такой красотой? ЛОМАЮТ?!

в добрый путь!
надеюсь у Вас хватит запала, времени, сил и денег на верблюжью шерсть)))
как успеваешь с работой совмещать?

... на журнал времени не хватает..

верю )))
твои еще в МСк? После школы перевозишь на летнюю стоянку??? :)

Ну, слава Б-гу!
Это же какая нечеловеческая красота!!!! Я понимаю, вечного ничего нет. Но надо сделать все возможное (и даже больше!) чтобы такую красоту сохранить для потомков.
Это же ЮВЕЛИРНАЯ работа! :)

Создатель этого дома хозяин Мартьян Сазонов занимался строительными подрядами и строил похожие дома под питером и у себя на родине. В селе Ильинское Чухломского района Костромской области стоит школа построенная им, т.е. на самом деле такое строительство достаточно типично для конца XIX века, начала XX. Но такая красотища повсеместно уничтожается и сносится, поскольку называется "рядовой застройкой". Эту самую ювелирную работу не замечают и не считают нужным сохранять.

Что сказать?... СВОЛОЧИ!
Я как-то слушала передачу по радио (оно играло фоном), о строительстве храма (по-моему) где-то в России. Есть мужик--универсал. Был чуть ли не инженером, поглядел на убиение исконого русского зодчества "евростроительством", закипел, бросил все и стал мастерству учится.
Он стал реставратором, который реанимировал срубы-развалюхи теми же методами, что их строили: ТОЛЬКО топорами и без гвоздей. Людей нанял. Такая группа единомышленников-"передвижников". Отстраивал фактически заново деревянную церковь где-то в регионе.
Кончилось все плохо. Ручная работа (по историческим канонам) оказалась никому не нужна :( Не наваруешь, да и сроки...
Передачу слушала несколько лет назад. Многое стерлось, но то негодование, с которым я слушала об этой череде унижений Мастера, о безразличии всех от рядового чиновника, до чиновника от "реставрации" до сих пор помню.
Почему такое отношение к людям, которые пытаются сохранить память о былом для потомков?..

Это вопрос риторический... и относится не только к реставрации. Думаю в целом отношение к профессионалам у нас в стране оставляет желать лучшего. В наше время профессионализм легко подменяется умением договариваться, а в условиях отсутствия честной конкуренции мастер уходит в подполье.

Очень жалко! :(
Это же гордость России, а ее так...

Эйн, Цвей, Дрей!

Пользователь era111 сослался на вашу запись «Эйн, Цвей, Дрей!» в контексте: [...] я по этому поводу тоже не надо. Все идет своим чередом. _______________________________ Вот тут [...]

Эйн, Цвей, Дрей!

Пользователь v_sht сослался на вашу запись «Эйн, Цвей, Дрей!» в контексте: [...] я по этому поводу тоже не надо. Все идет своим чередом. _______________________________ Вот тут [...]

А про верблюжью шерсть можно вопрос? Как там моль, не сожрала изоляцию? Просто я тут наблюдаю аппетиты даже одной заблудшей моли в моих шкафах. А там без инсектицида должны была бы моль все сожрать? Или нет?

К войлоку не так то просто подобраться... снаружи паз проконопачен, а изнутри штукатурка, да и температурка для моли не постаянная, не то что в шкафу. Наверно потому сохранилась, но следов моли нет... никаких.

Елка в декоре

Спасибо за пост! Пытался сделать примечание с приложением фото, но LJ не приспособлен к такому "сложному" фокусу. Поэтому просто прилагаю ссылку http://sergei-kulikov.livejournal.com/24994.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account