Previous Entry Share Next Entry
1485
anton_p_maltsev
Если экскурсовод показывая пальцем на Преображенский собор в Кижах говорит вам: - "что эта деревянная церковь построена без единого гвоздя", то немедленно снимайте лапшу с ушей, ибо на территории России есть только одна церковь действительно построенная без единого гвоздя. Это церковь Ризоположения 1485 из деревни Бородава.


Конструкция всех деревянных куполов предполагает использование гвоздей. Исключением является Никольская церковь в Лявле, у которой глава срублена из бревен. 

О реставрации церкви Ризоположения довольно подробно рассказано на нашем сайте: 

http://www.rcapo.ru/arh/index.php?page=kirk&lang=ru

,поскольку мне приходится сталкиваться с неоднозначной реакцией на эту работу считаю своим долгом внести некоторые пояснения.
Мой знакомый из института Наследия недавно посмотрев на памятник сказал, что это меняет наши представления о древнерусской деревянной архитектуре. И действительно, что нам известно. кроме раскопаных археологами клетушек? Ведь срок жизни кровельных конструкций всего 30-40 лет.
Поэтому не удивительно, что о том какие были кровли в XVI  веке и ранее нам почти ничего не известно. Тем более сложным представляется восстановление кровельных конструкций выходящих за пределы традиционных куриц и потоков. 

Приступив к реставрации мы не предполагали, что памятник таит в себе такое количество загадок и секретов, которые нам предстояло разгадать, учитывая тот факт, что церковь перевозилась в 1958 году а стало быть перебиралась, и повторно реставрировалась в 1983 году. 
Сняв кровлю мы увидели сравнительно небольшое количество следов от гвоздей в "родных" слегах.

Отсюда основной вывод сделанный Поповым А.В., что кровля была безгвоздевой. Ведь если бы использовались гвозди, то следов от гвоздей было бы в десятки раз больше. При замене кровель каждые 30-40 лет, слеги должны быть превращены в решето, а мы увидели слеги замечательной сохранности и со следами кованных гвоздей которым крепили железо в XIX веке и советских круглых.

Если с кровлей на трапезной все ясно, поскольку родная князевая слега имела отверстия для стамиков, то с кровлей на алтаре и самой церкви было абсолютно не понятно что делать. У верхней слеги алтарной бочки не было никаких отверстий для стамиков, а стало быть охлупня тоже, не говоря уже про главку прилепленную на гвоздях в советское время. 

В поисках решения кровель мы рассматривали различные известные и не очень варианты. Саша Косенков прислал фотографии охотничьей избушки в Сегежском районе Карелии. 

У ближней ко входу плахи виден вырез для соединения плах на коньке кровли. 


На реконструкции более наглядно изображен способ соединения плах между собой.
Несколько отличающиеся по способу соединения, но с похожим принципом постройки встречаются в Швеции. 

При таком устройстве кровель, собственно кровлей является береста. А слой теса лишь прижимает берестяные маты и защищает их от внешнего воздействия. 
На территории Кирилло-Белозерского музея находится часовня Кирилла.

Дата ее постройки точно не известна, зато известно, что в 1805 году над ней была построена каменная сень, обеспечившая полную сохранность этой уникальной часовни.

Под двухвековым слоем пыли можно разглядеть тесовую кровлю, состоящую из двух слоев дороженых досок и берестой (скалой - так называют сшитые берестяные маты применявшиеся в качестве гидроизоляции кровель).
При устройстве каменной сени не стали менять кровлю на самой часовни, а сохранили в том виде как она находилась. По ветхости верхнего слоя теса можно судить о том что он простоял около 30-40 лет и полностью сгнил. Стало быть данная кровля относится, приблизительно к середине XVIII века. Верхний слой теса безусловно подлежал замене, а вот все конструкции под берестой сохранены в лучшем виде.

Принцип применения бересты в качестве гидроизоляции предполагает лишь замену верхнего слоя теса и гнетов его прижимающих. 
Не смотря на то, что кровля этой часовни выполнена с применением гвоздей, принцип использования бересты в качестве гидроизоляции очень нагляден.Способ соединения тесин на коньке предполагает наличие гнетов. (бревен расположенных горизонтально и прижимающих верхний слой теса). В восточном фронтоне церкви были обнаружены врубки от гнетов. 
Это,  пожалуй самые ценное и самые удачное открытие этой работы, позволившее не только достаточно обосновать реставрацию, но и понять, что по другому-то никак и не могло быть сделано. Штраба прорубленная снаружи позволяет завести гнет. На фронтоне бочки гнет удерживает огниво, а у стены они врубаются в стену. Огниво - это доска в которую заводятся гнеты и закрепляются клиньями.

Оставалось решить вопрос как закреплялись концы гнетов опирающиеся на стены. Только если установить дополнительную доску-распорку прижимающую гнет от слеги полицы, возможно придать жесткость этой конструкции. Защемив концы гнетов стало возможным установить огниво и закрепить их клиньями.

В слегах нижней кровли алтаря имелись следы от куриц. При установке куриц стало понятно, что поток имел не обычное "п"-образное сечение, а "г"-образное. Поскольку обычно курицы врубаются не параллельно кровле для того, чтобы обеспечить необходимый зазор для "п" образного потока как на кровле трапезной например. Глубина гнезд не позволяла опустить нижний конец курицы так, чтобы можно было установить обычный "п"-образный поток. В установленном варианте толщина курицы в гнезде составила всего 5,5см., а если опустить ее ниже, то от нее совсем ничего не останется.

Одна из особенностей этой церкви заключалась в том, что все отдельные кровельные объемы имели различную конструкцию. Не было ни одного повтора. На трапезной, на бочке алтаря, на нижней алтарной кровле, на полице, на самой церкви, везде применены различные решения.


На снимке предоставленном Шургиным И.Н. видно крепление гнета, которое  производится при помощи вот таких бревен, установленных между подкровельной слегой и гнетом.
Слеги полицы были заменены еще в XIX веке при ремонте, поэтому такое крепление гнетов вполне возможно. Планировалось что полицы будут выполнены из досок, но когда стали делать, то выяснилось, что гнеты не достаточно прижимают доски и те съезжают. Другое дело плахи. Гнет к ним причерчивается и образующиеся небольшие чаши в плахах не позволяют им съезжать.

Восстановление первоначальной безгвоздевой кровли на церкви имеет достаточно аргументированную базу. Чего нельзя сказать о кресте. Много часов проведенных в спорах с А.В. Поповым, привели к ошибочному на мой взгляд решению. Справедливости ради надо заметить, что проект церкви без креста согласован методическим советом МК РФ. Однако я глубоко убежден что крест был.


Известные рисунки и гравюры Витсена, Олеария и Мейерберга нельзя однозначно трактовать, поскольку не исключено, что доделывались они уже в "голандиях" по возвращении домой.  
Рассуждения о бескрестовых храмах очень инетересны в торетической форме, но они не имеют никакого отношения к церкви Ризоположения, поскольку имеются следы от его существования. Материал церкви Ризоположения как раз говорит, что крест был.
Во первых следы от двух балок в основании повала, и во-вторых это плаха зажатая между слегами.

Оба эти конструктивные подтверждения существования креста имеют следы и материал аутентичный остальным элементам памятника XV века. 
Конструкция креста предполагала стыковку с нижней мачтой, поскольку сам крест требует периодической замены. Таким образом объясняется необходимость двух балок в основании повала. Да мы не знаем какой именно был крест, не известны его пропорции, но то что он был, несомненно. Стамики и курицы ведь тоже не сохранились, однако же мы их восстанавливаем. Стало быть и крест мы обязаны восстановить.

В результате этой реставрации мы безусловно продвинулись в понимании технологий деревянного строительства при том, что соблюден один из основных принципов реставрации прописанный ИКОМОСом - это обратимость. Все новые кровельные конструкции легко разбираются без какого-либо ущерба для оригинальных бревен. 



Иконостас церкви Ризоположения из деревни Бородава, находящийся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.






  • 1
"Штраба прорубленная снаружи позволяет завести гнет. На фронтоне бочки гнет удерживает огниво, а у стены они врубаются в стену."
Расшифруйте терминологию, пожалуйста.

Штраба - вырубка в бревне для чего-либо; балки, перегородки и др.
Гнет - небольшого диаметра бревно (10-18см), которым прижимают сверху доски кровли. Гнет сгнивал в первую очередь, поскольку образовывал преграду для схода снега и стока воды.
Огниво - доска на фронтоне кровли в которую заводились гнеты.

Обычные двухскатные кровли имели огниво с обоих фронтонов, как над объемом церкви, а на алтарной бочке имеется только один фронтон, поэтому надо заводить гнеты в стену. Отсюда и штрабы.

Спасибо, так понятнее.
А почему считается, что после реставрации церковь может находиться только в закрытом помещении. Ведь если реконструкция кровли проведена правильно, то все должно работать.

Это целая история.... Дело в том, что когда формулировалось реставрационное задание, то предполагалось восстановить интерьер, поскольку сохранился весь иконостас. Методсовет МК РФ также поддержал идею павильона. Губернатор Вологодской области специально встречался с министром культуры для того чтобы состоялся возврат икон из музея Андрея Рублева в Кириллов. Разумеется для того чтобы выставлять иконы в интерьере деревянного храма надо обеспечивать ТВР (температурно-влажностный режим) Поэтому дело не в кровле, а в том что есть возможность увидеть средневековый памятник целиком, с интерьером. Для этого нужен павильон.

ТВР в какой ипостаси то? Круглый год постоянная температура и влажность? Так для этого надо "дом" сверху строить. А если будут перепады по температуре и влажности, а это вполне естественно под простым навесом, но в навесе и смысла нет... И в данном случае кровли памятника сами должны работать как нормальные кровли. О том груз57 и ведет речь.

Речь идет о том чтобы создать павильон, с постоянным ТВР внутри. То же самое, на сколько мне известно, хотели делать с часовней Лазаря Муромского.

С церковью Лазаря Муромского. Да, предложения такие были и утонули где то в музейном болоте. Типа "колпак" испортит СВЯЩЕННУЮ ДЛЯ МУЗЕЙНОГО РАБОТНИКА ЭКСПОЗИЦИЮ...:). А эскизные предложения были очень интересные.

Спасибо

Когда в Осташево? :-)

Как только будет что накатывать... чтобы зимник сделать. Снега надо и морозов.

Там 30см уже... Но все равно рано еще.

Признаться, весьма новаторская интерпретация... Мне кажется, что фотография Косенкова с тесиной на крыше современной нам охотничей избушки не совсем уместный аргумент для воссоздания безгвоздевой кровли вашего образца. Так как судя по врубкам с обоих концов тесины, она первоночально использовалась, сокрее всего, в стеновой "рубленной" дощатой конструкции типа http://cs302511.vkontakte.ru/u106157660/148761166/z_f08d41f1.jpg или подобной ей, а теперь доживает свой век в качестве гнета на крыше лесной избушки.
Конструкция крыши с охлупнем мне кажется более рациональной хотя бы с точки зрения удаления воды и снега. Приведенные жердевые "аналоги" кровель из Швеции как раз не препятствуют удалению воды, а вот тесовая конструкция очевидно небеспроблемна.

Сергей! На алтарной бочке князевая слега "родная" без отверстий от стамиков, поэтому охлупень отпадает, и куриц тоже не было. (фото 3-4) По поводу "охряпки" возможно Вы правы, и есть более убедительные примеры чем, эта конкретная охотничья избушка.

В случае с "родной" князевой, быть может, из-за наличия гнетов и не было особой надобности крепить охлупень стамиками? К тому же крутые скаты дают настолько острый угол на коньке, что нужно очень постараться, чтобы "прошить" все сверху-вниз... И не мог ли охлупень лежать сам по себе? Или тес стыковаться просто встык (при наличии гнета)? Кстати, потоки в том виде, как они сейчас устроены, больше представляют одну из разновидностей прижимающего "гнета", а не "потоков", так как потоком воды "управляют" постольку-поскольку... только при большом дожде?

Edited at 2012-02-22 05:50 am (UTC)

Local women looking for one night stands Go Here dld.bz/chwZJ

  • 1
?

Log in

No account? Create an account