Previous Entry Share Next Entry
Скобель
anton_p_maltsev

011

В моем понимании  в строительстве из дерева именно технологии, во многом, определяют архитектуру здания и его внешний вид. И если мы говорим о реставрации, то незнание старых технологий приводит к искажению внешнего вида, а стало быть и архитектуры в целом. На примере простого скобления хочу показать влияние технологий на внешний вид здания.

Ошибка, которую совершают многие плотники при работе с круглым бревном заключается в том, что они корят и скоблят бревно одновременно.

При таком способе обработки дерева невозможно заметить разницу между лубом и заболонью, поскольку в момент обработки все одного цвета. Однако проходит некоторое время и луб начинает темнеть создавая неравномерно пятнистую фактуру. До XIX  века плотники разделяли во времени процесс окорки и скобления. После того, как окорили бревно должно пройти несколько дней для того, чтобы луб потемнел и стало заметно где древесина, а где луб. Во многом это происходило естесственным образом, поскольку заготовленный для сруба лес сначала корили и до того момента, когда бревно будет устанавливаться в сруб проходило порой несколько месяцев. В подтверждение этих тезисов привожу пример фронтона церкви Ильи Пророка (1696) в г. Белозерск.

NIK_012617881


002

На снимках хорошо заметна разница между оскобленой и не оскобленой частью. Плотники оставляли в подкровельном пространстве неоскобленые учатстки для того, чтобы просто не делать лишней работы. Та часть бревна, которую мы видим на фасаде оскоблена, как пишется в порядных "на бело", а часть бревна уходящая под кровлю остается только окорёной. При этом граница заходит под кровлю и хорошо заметна. Очевидно, что оскоблить бревно таким образом возможно лишь, что называется, "по месту". То есть, зная точно где это бревно будет стоять в срубе, и какая сторона бревна будет наружная, а какая внутренняя. Это происходило либо уже наверху, на срубе, либо внизу, но обязательно перед тем как прирубить бревно.  Плотник снимал размеры, и определял направление комля и вершины будущего бревна. Применение такой технологии встречается на памятниках архитектуры до XIX века практически повсеместно. При этом плотники экономили свои силы и дабы не делать лишней работы оставляли неоскобленые участки бревна под пазом.

003
Все видимые на фасаде  части скоблили. Как например консоли под галерею церкви Ильи Прорка (1755) Цыпинского Погоста.
IMG_0411
Скобление "на бело" повышает требования к подгонке бревен друг к другу.

Конструкция многих деревянных церквей, имеющих небольшие интерьерные пространства при больших высотах подразумевает неиспользуемые подкровельные пространства, в которых внутренние части бревен никогда не скоблились. То же происходит и в подклетах. Соответственно граница оскобленой наружной и неоскобленой внутренней части бревна всегда будет под пазом.

004

В тех местах, где изнури тесались бревна, это в интерьерах как правило, видимая обзольная часть бревна также скоблилась. На фотографии показан как раз такой случай.

005

Многие реставраторы сегодня принебрегают этой технологией и как правило скоблят все подряд при окорке. В результате чего оставшийся луб повисает лохмотьями спустя несколько лет.

006
Повал сгоревшей Покрово-Власьевской церкви (1761) в Лядинах, перебранный реставраторами.

007

В новом строительстве сегодня применяется электрорубанок для работы с нецилиндрованным бревном. Следы его использования очень характерны, заметны издалека, и безусловно влияют на архитектуру. Некоторые исторические здания в музее Семенково под Вологдой имеют следы применения электрорубанка, что недопустимо при реставрации.

007а

Образующаяся граненость круглого бревна в сочетании с характерной фактурой перерезанных волокон являются отличительными чертами современных технологий.
В конце XIX века получила широкое распространение технология изготовления сруба из оцилиндрованного бревна. В то время, конечно не применяли пилорам, и все работы производились вручную топорами.

008

Сначала бревно тесалось на 4 канта, затем на 8, и лишь потом рубанком срезали кромки получая идеально круглое бревно. Такой метод назывался -  "взять в кольцо". На снимке бревно одного из костромских домов со следами незаконченного этапа цилиндровки топором. Так же как и при современной цилиндровке наружные волокна бревна перерезаются, образуя характерную текстуру. Этот метод позволял получать одинаковые чаши на комле и вершине, что безусловно ускоряло процесс возведение сруба.

Среди множества мифов о плотницком мастерстве существует мнение, что после окорки бревен на поверхности выступает смола якобы защищающая древесину от внешних воздействий и увеличивающая ее сохранность. Подтверждений правоты этого тезиса нет и скобление после окорки встречающееся на памятниках архитектуры XV-XVIII века свидетельствует  о том, что строители в прошлом не следовали такому принципу.

009
В соответствии с принципами сохранения памятников деревянной архитектуры совершенно недопустимым является отступление от старых технологий обработки при реставрации. На снимке применение на памятнике архитектуры XIX века технологии цилиндровки бревен с использованием топора и  ручного рубанка.

Скобель универсальный инструмент для строгания дерева позволяющий относится к бревну не только как к конструктивному элементу, но и как к отделочному материалу. До появления пиленых досок, и обшивки соответственно, бревно являлось не только несущей конструкцией, но и должно было иметь совершенный и законченный  в понимании зодчих вид.  Для придания несущим конструкциям "нетопоромсделанного" вида используется скобель.

10а

010
Одним из замечательных примеров такого отношения к бревну является дверной проем Никольской церкви в Лявле(1587). Обработка затесок  вокруг косяков двери в полной мере характеризуют отношение зодчих к бревну не только как к несущей конструкции.

020

Выдержать постоянно одинаковый угол резания скобелем невозможно. Он местами врезается глубже, а где-то проскальзывает. На сучках он застревает, а на гладких поверхностях врезается слишком глубоко.  Для обеспечения постоянного угла необходима другая конструкция. А именно рубанок или струг.

Существует очень редкий вариант  перехода от скобеля к рубанку. Такие переходные модели встречались мне в Норвегии, и даже в США завезенные из Великобритании, но нигде в России. Им уже можно строгать с постоянным углом, но еще не так удобно как рубанком. Нельзя также забывать, что совершенствование обработки связано с использованием сухой, а не сырой как раньше древесины. Топор и скобель удобен в работе именно с сырой, только что заготовленной, или "подвяленой" древесиной. Рубанок - это инструмент для работы исключительно с сухим деревом.

Безусловно каждый памятник требует изучения на предмет примененных технологий при его возведении, однако надеюсь изложенный мной опыт обработки бревен поможет реставраторам и возможно даже современным строителям разобраться в правильности применения инструментов.
001

Приемы работы скобелем требуют отдельного рассмотрения, и не в интернет формате.

Если требуется причерчивать к оскобленной поверхности какой-либо элемент, то скобление производится вдоль волокон, а не под углом.  Скажем плахи потолка в церквях часто причерчиваются к четвертям продольных балок.  В этом случае используется исключительно скобель со спрямленным лезвием, а не скругленным. Говоря о применении скобеля для обработки бревен нельзя забывать, что он применялся также для чистовой обработки столярных изделий; дверных полотен, оконных рам, лавок, плах потолка и пола и многих других конструкций.
старый 5 150
старый 3 150
старый 1 150
новый мой 150
новый 150


  • 1
Ох, как все сложно, оказывается...

Приму к сведению. Только не согласна я с тем, что не надо для реставраторов изготавливать механизированный инструмент. Любой ручной инструмент можно мехаизировать, и даже имеются такие инструменты. Нынче любые инструменты создаются по потребности. Есть дело - будет инструмент. Есть режимы использования инструментов для разной обработки, зайдите на сайт хотя бы электроинструментов от Бош. Только нам это без надобности обычно. Люди не понимают даже, где приложить мозг. В это же самое время немцы постоянно создают себе инструменты, и швейцарцы всякие. Мы же всегда ждём, что нам кто-то сделает. Когда такого дожидаемся, то сильно обидно становится. Вот это и разница подходов к делу. Нет, чтобы сказать честно, что мы не в состоянии поддержать своё же дело, дело наших предков. Выходит, что обрыв в цепочке технологической получился. Как же так получилось, где загвоздка. Делать скобель механизированный не можем, в то же время берёмся за протезы по нанотехнологиям делать. Протезы даже черепов и рук человеческих - это теперь возможно. А скобель нельзя. Смешно.

Конечно сегодня при реставрации мы используем бензопилу, но следов от нее не оставляем никаких. Дело не в этом. Старые технологии - это прежде всего ремесло. И овладеть теми или иными приемами можно только поставив себя в те же условия, что и строители прошлого. Именно поэтому построить новое во много раз проще, чем возиться с гнилушками и овладевать старыми технологиями. И нет необходимости изобретать механизированный скобель. Есть необходимость "прочитать" памятник и понять как он создавался.
А для того, чтобы изобретать новые инструменты для деревообработки не надо ничего изобретать. Нужно просто создать рынок и свободную честную конкурентную среду. И тогда когда 1м.п. сруба будет в России стоить также как в Германии или Норвегиии, то и у нас будут появляться новые инструменты.

Да, это важно - понять суть деревообработки, причину долговечности конструкций из брёвен. Только что прочитала очень глупый коммент на эту тему в одном сообществе. Девушка удивляется - зачем вообще строить из дерева, если есть кирпич. Это, мол, глупость, проблема выбора. Мол, дураки. Я даже ответить там не могу, меня забанили, так что? А ведь это местный материал наш - бревно именно. Дешевизна - вот главное преимущество. Здесь должен быть прорыв технологический, я считаю. Здесь реставраторы - единственные специалисты. В России своя специфика - бревна много. Сейчас люди не такие как в древности, скобелем работать. Думаю, люди недовольны, должно быть, современные силачи. Времени тратят много, зарплата маленькая. Нужна массовость производства, рос постоянный. А где его взять? Свободная честная конкурентная среда. Это утопия. По Игорю Чубайсу. Поэтому такой мизер реставрируется туристических объектов тех же для создания роста того же в вашей отрасли. Вы наукой чистой занимаетесь, профессора. Должна быть переемственность, да. Технологическая тоже. А не так - дайте денег и всё. Возможно, что вам их дали. Это уникальный случай. Редкость. Основной процесс реставраций не так задуман даже. Поэтому и банят. Так надо искать частных спонсоров и выходить на масштабный проект, чтобы деньги заработать. Заказать инструменты у немцев. И делать частные дома деревянные массово, старые восстанавливать, и жить в них. Выйти на небывалую дешевизну и качество, и долговечность. Чтобы не было лохматых срубов. Раз есть такая культура в России уникальная. Надо опять из бревна строить начинать, другого выхода нет. Дёшево.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account